|
|
Масгуда Шамсутдинова
Масгуда Исламовна Шамсутдинова – одна из современных татарских композиторов, возрождающих традиционные формы и жанры татарского искусства. В ее творчестве появляются такие произведения, как “симфонический дастан”, рок-фольк-сюита “Махди”, баит “Сююмбика”, сочетаюәие в себе черты европейских и восточных ңанров. Масгуда Исламовна Шамсутдинова родилась 1 июля 1955 года в деревне Кшлау-Елга Аскинского района Башкирской АССР. В 1961 году переезжает в город Караганда (Казахстан) и поступает в Среднюю Специальную Музыкальную школу для особо одаренных детей. В 1974 году М.Шамсутдинова была принята на первый курс Казанской Государственной Консерватории по классу композиции в класс профессора А.Б.Луппова. Со времени окончания консерватории в 1979 году М. Шамсутдинова работала звукорежиссером на Казанской студии телевидения (1979), заведующей музыкальной частью в Казанском Государственном театре кукол (1980-1985), музыкальным редактором телевидения (1985-1991), заведующей кабинетом музыки народов Поволжья Казанской консерватории (с 1991г.) В 1982 году она становится членом Союза Композиторов Советского Союза. В 1996 - 1997 году она обучается в Королевском Колледже музыки в Стокгольме (Швеция) на департаменте фольклорной музыки. В течение 9 месяцев ею были прослушаны следующие курсы: фольклорная музыка Швеции, фольклорное пение, фольклорное исследования и исполнительство, анализ фольклорной музыки и певческого стиля, стилистические проблемы фольклорной музыки и др. В 2002 году она защищает кандидатскую по философии в Санкт-Петербургском университете. С осени 2002 года проживает в городе Сиэтле (США). Однако не теряет связи с Россией – готовит премьеры своих новых сочинений для исполнения на родине. В творчестве Масгуды Шамсутдиново можно выделить несколько символически важных для ее творчества понятий – этнос, ислам, творчество. В этих словах заключаетмся все – тип мышления, источник вдохновения, форма и метод. Им подчинены также характерные черты стиля. Ее произведениям свойственна жанровая оригинальность, неизменная интонационная связь с татарским фольклором. Академическое мастерство особенно проявляется в симфонических произведениях, которые великолепно оркестрованы, поражают богатством гармонических красок. Также ее стилю присущи полифоническое мышление и яркий национальный колорит. В 1990-е годы в России процесс возрождения национальных традиции, религиозных обычаев принимает характер повсеместного движенгия. Масгуда Исламовна одна из первых начинает сочинять на сюжеты из Корана - это кантата “Дети Адама” (1993) успешно исполнвшаяся камерным хором под упралением Алевтины Булдаковой в Швеөии, Финляндии, Германии. Новизна ощущается во всех произведениях этого периода – нерпивычные формы, жаннры, темы, сюжеты, типы исполнеия ( в “исламских” сочинениях автор часто играет роль главного исполнителя). Хроника фестивалей и съездов, в которых М.Шамсутдинова принимала участие за последнее десятилетие: 1991 - фестиваль “Новая музыка композиторов Татарстана”; 1992 - международный фестиваль японской и татарской музыки; 1993 - международный фестиваль “Европа-Азия”; 1995 - международный фестиваль хоровой музыки в Швеции; 2000 – фестиваль “Панорама музыки России”. На каждом из этих музыкальных форумов композитором были представлены новаторские сочинения. Это достаточно напряженный и объемный по количеству сочинений период творчества. Масгуда Шамсутдинова неоднократно становилась лауреатом конкурсов в 1994 – 2 место в Республиканском конкурсе детской песни “Жаворонок”, 1 место за музыку к спектаклям “Итиль суы как торур”, “Ак калфак” и др. На международных фестивалях тюркских театров “Науруз” (Казань, 2002) и “Арт-Орда” (Бишкек, 2003) она также была признана лучшим композитором. Среди произведений в стиле “новой волны” возрождения национальной традиции – выделяются “реставрации” татарских мусульманских и языческих обрядов и праздников, а также легендарно-исторические сюжеты: Рок-фольк-сюита “Махди” – 1989; Баит “Кыйссаи Сююмбика” - 1991; Мистерия “Корбан-байрам” – 1992; Кантата “Дети Адама” – 1993; Балет “Кемеш кашык болытта” – 1994; Татарский языческий обряд “Карга боткасы”- 1998; “Брачные танцы гусей” – 1999; Симфония-поэма “Дастан” – 1999; Оратория-балет “Кадер кич”(сама автор кратко называет это произведение “Рамазан”, по названию священного месяца мусульман) – 2000; Симфония №2 “Ибн-Фадлан” – 2001; Симфония №3 “Чингиз Хан” – 2004; Cимфоническая поэма “Дервиш” – 2005; Мистерия “Гимн пророку Мухаммаду” (Маулид ан-наби) - 2005 Особенно плодотворной областью творчества является музыка для театра – более 30-ти драматических, комедийных спектаклей в разных театрах Татарстана и Башкортостана. Музыка к двум художественным фильмам. Отдельная группа произведений – детские, многие из которых М.Шамсутдинова сочинила по просьбе творческих коллективов, работающих в фольклорном направлении. Среди них: - Оперетта “Коза и Баран” по мотивам сказки Тукая – 1980; - Симфоническая сюита “Сказки Тукая” – 1987; - Кантата “Фатима и Соловей” – 2001; - Сюита для фортепиано “Деревенское детство мое”; - Хоровой цикл для детей “Зоопарк” на стихи Шавката Галиева; - Музыка к спектаклю “Волшебная поляна”; Музыка к спектаклю “Волшебные сны Апуша”. Вокальная лирика М.Шамсутдиновой – это объемное собрание песенб романсов, вокальных циклов. Среди наиболее заметных: циклы на стихи Тукая “Мехеббет жырлары”, Равиля Файзуллина “Тик язлар кабатлана”, фольклорно –вокальный цикл “Махаббатнамэ”, вокальные сцены на темы татарских народных свадебных обрядов “Нуры-Судур”. Масгуда Шамсутдинова постоянно изучает фольклор народов мира, интересуется проблемами религии и философии. Ее деятельность не замыкается рамками музыкального творчества, она пишет статьи, подготавливает книги, принимает участие в конференциях, фестивалях и конкурсах. В рамках обучения в Швеции ею были подготовлены радиопередачи о профессиональной и народной музыке Татарстана и Башкортостана. Также в Америке она провела лекции и радиопередачи о национальной музыке Татарстана и Башкортостана. М.Шамсутдинова становится композитором и общественным деятелем, осознающим свою национальную принадлежность не только в рамках своей страны, но гораздо шире – в масштабах мировой культуры. Определенным итогом научной работы Масгуды Имсламовны является диссертационное исследование на соискание ученой степени кандидата философских наук – “Маулид-байрам у мусульман Среднего Поволжья”, которое она успешно защитила в 2001 году в Санкт-Петербургском Государственном университет. Многие литературные труды М.И.Шамсутдиновой также посвящены исламским традициям в татарской культуре. В 1993 году композитору было присвоено почетное звание Заслуженного деятеля искусств Татарстана.
Лилия Бородовская
|