|
|
Когда Земля резонирует с Космосом
В канун отмечаемого завтра Международного дня музыки в Швецию по приглашению Королевской Академии Музыки выехала Масгуда Шамсутдинова. В Стокгольме пройдут показы ее музыкальной легенды “О, дети Адама”.
—Масгуда, можно сказать, что в последнее время вы очень исполняемый за границей композитор. А дома, похоже, все сложнее? —Как сказать. Например, для ансамбля “Булгары” из Набережных Челнов (там есть очень интересный хореограф Юрий Смышляев, мы понимаем друг друга) я написала хореографическую фреску “Серебряная ложка в облаках”. Причем, челнинцы хитро сделали, когда я приехала к ним, они заперли меня в квартире и не выпускали. Пока я сочиняла. Это здорово, когда с тобой связывают такие надежды, но потом год не принимали мою музыку! —Почему? —Балет не мог в нее “въехать”. Зато когда они ее приняли, то работа пошла быстро. Так что “Серебряная ложка” создавалась через трудности. —Я понимаю, что рассказать музыку трудно, и все-таки попробуйте. —Я взяла языческий, доисламский период, когда человек был близок к природе. Когда он просил ее о чем-то, она отзывалась на его зов. Балет получился небольшой, всего 20 минут. Если копнуть еще глубже, то я пыталась коснуться трех тем — человек и его душа, человек и другое измерение, человек и Вселенная. Ведь все мы — капельки Вселенной. —Вы верующий человек? —Верю, но молиться не хожу. В мире все фатально. —Этак можно отказаться от любых усилий во имя добра, но вы же не отказываетесь. —Я не делаю добро… я просто не отвечаю на зло. Даже когда мне кто-то причиняет боль я стараюсь помнить все, что не делается. Все к лучшему. Сейчас мне больно, но в итоге через эту боль я обрету что-то в своей жизни. Новое и хорошее. —И как прошла премьера? —Говорят, великолепно. Это было в Турции, я туда не ездила. Костюмы сделал один из моих любимых художников Тан Еникеев. Он использовал в оформлении рунические знаки. В “Серебряной ложке” очень сложная цветовая партитура. В татарском языке есть такое выражение “Что ты кричишь зелено-голубым голосом?” Ну, как бы дурным голосом. Цвет несет психологическую нагрузку. В “Серебряной ложке” звучит ветер, но не тот, что бьется в окна, а тот, когда из хаоса возникает мир. В это миг Земля резонирует с космосом. И всему этому должна соответствовать цветовая партитура. —И где именно в Турции прошла премьера? —В Измире, на международном фольклорном фестивале. —И теперь Стокгольм, “Дети Адама”. Как вы определяете жанр этого сочинения? —Я бы назвала его так: музыкальная легенда для хора, флейты и большого барабана. Литературная основа — Коран и Ветхий Завет. —Они полемизируют между собой? —Я искала точки соприкосновения, их много. —И какова программа вашего пребывания в Швеции? —Я еду вместе с хором Немецкого общества под управлением Алевтины Булдаковой. Они и исполнят мое сочинение. Будут записи на радио, встречи с музыкантами. Потом хор вернется в Казань, а я на некоторое время останусь в Швеции. Знаете, я недавно о чем подумала. Ведь викинги были у нас в Булгарах, приезжали изучать обработку бронзы, это происходило в IХ-Х веках. Обрабатывать бронзу они научились, и свое общество успешно строят. А мы немного дичаем…
Татьяна Мамаева. 30 сентября, 1995 года, Известия Татарстана.
|