Masguda I. Shamsutdinova's site


 

Интервью с Масгудой Шамсутдиновой

Отвечаем с четвертого вопроса.
1. Союз композиторов прошел длительный путь своего развития. Его становление, отчасти, проходило на Ваших глазах. Какие периоды можно определить как наиболее прогрессивные, когда возрос статус композиторской организации и произошел творческий взлет ее ведущих авторов? Возможно, сохранились в памяти сложные, противоречивые периоды истории Союза, спровоцировавшие годы творческого застоя?
2. Когда появились этапные, знаковые сочинения во второй половине XX века, ставшие со временем классикой татарской музыки?

3. Что происходило с творческой организацией в 90ые годы, в перестроечный период?
4. Есть мнения, что Союз композиторов как творческая организация изжила себя и на данный момент в ней нет необходимости. А Вы как считаете?
Я считаю, что Союз композиторов как творческая организация должна сохраняться и поддерживаться официальными властями.
5. Кто из композиторов старшего поколения нашей республики для Вас был (остается) близким по духу? Возможно, Вас связывала давняя дружба, поделитесь своими воспоминаниями об этом композиторе (учителе, друге, коллеге и т.д.). Мне повезло жить во время, когда жили Жиганов, Яхин, Бакиров, Хуснуллин, Монасыпов, Яруллин, Белялов, Ахметов и тд. Я считаю их золотым ядром татарской профессиональной композиторской культуры. Интеллигенты Советского периода, которые на своих плечах пронесли не легкие годы тотального пресса, и в то же самое время были вольны выражать свои художественные помыслы в национальных звуках. Они были для нас учителями по жизни, старшими братьями по духу, и коллегами по творчеству.
6. Ваши подходы к проблемам «Художник и время», «Художник и общество». Какова миссия композитора в современном обществе? Востребована ли его деятельность?
Композиторы любых направлении будут всегда востребованы современным обществом. В связи с развитием современных коммуникационных технологии, интернета, и других медиа возросла потребность в композиторах, которые могут отвечать немедленным заказам как видеоигры, музыка к кино-документальным фильмам, к театральным постановкам. Необходима и новая музыка для подрастающего поколения, которая должна отвечать их чувству времени. Не надо «тормозить», надо творить несмотря ни на что.
7. Что в Вашем понимании – «современная музыка»? Есть ли какие-то общие закономерности развития современной музыки или у каждого из ныне живущих творцов свой, не зависимый от этих тенденций путь развития? (т.е. «кто во что горазд»)
Музыка, как искусство, фиксирующее проживаемое композитором определенное время в определенной локальной культуре будет «современной», хотя кто-то будет думать, что это написано во что горазд. Можно творить вперед времени, но такие композиторы будут гениями в то время, когда их уже не будет в живых.
8. Современный художник, современный композитор – каков он? Какое определение Вы можете дать? «Starving artist» «Голодаюший художник», это термин относится почти ко всем художникам- творцам. Не всем везет с Надеждой Филаретовнами (имеется в виду фон Мекк).
9. Отражает ли современная музыка нашу действительность и окружающий нас мир? А как Вы реагируете в творчестве на события современного мира?
В глобальном плане современная музыка отражает нашу действительность, так как глобализируется. Я не реагирую на события современного мира никак. Я выстроила достаточно крепкий кокон вокруг себя.
10. Можно ли посредством музыки преобразовать мировоззрение человека, его характер и духовный мир? Если этот человек хочет преобразить себя, все возможно. Сама по себе музыка ничего не значит, если она не резонирует в субъекте.
11. Каковы ваши взгляды на искусство и культуру в целом? А каковы приоритеты в творчестве и в жизни? («Я понял, что жизнь значительно больше, чем музыка»…К.Пендерецкий)
У композитора должно быть ненасытное желание бесконечной учебы, учиться надо у классиков, современных композиторов, у своего народа, якутов, шаманов, у самой природы.. Обучение композитора должно быть очень объемным, чтобы он стал личностью, несущей огромный духовный потенциал. Композитор должен завоевать право пригласить слушателя на свою музыку, заставить человека потерять свое личное время, на ее слушание, чтобы слушатель не сожалел об этом, чтобы он чувствовал об приобретенном времени через твою музыку. Ведь музыка, как и вера, дает чувство бесконечности.
12. В средствах массовой информации нередко муссируется вопрос о кризисных явлениях в музыкальной культуре современной эпохи. Как вы определите нынешний уровень академической музыки в Татарстане? В Татарстане высокая культура исполнительства, много прекрасных музыкальных коллективов. Мне кажется, что они не удовлетворены вниманием профессиональных композиторов нашего союза.
13. Кто-то из музыкантов заметил, что потеря интереса к академической музыке объясняется состоянием и уровнем развития нашего общества. Вы не разделяете этого мнения?
Я не думаю, что потерян интерес к академической музыке. В связи с возможностью слушания музыки в домашних условиях в очень качественном виде, многие делают это дома. Я говорю это, наблюдая за своими детьми, за друзьями, за их детьми. Они по звуковой памяти больше знают музыку чем я. Они не входят в теоретические сентенции как мы. Они удовлетворяют свое любопытство, эмоционально-эстетические потребности.
14. В конце XX столетия противостояние академической и популярной масс-культуры достигло крайних пределов. Развлекательная музыка заполонила собой все звуковое пространство нашего бытия. Тотальное распространение попсы переориентировало музыкальные вкусы широкой публики, особенно молодежи. Можно ли противостоять этому? Нет. И не надо. Можно привести лошадь к реке, пить воду ты ее не заставишь (американская поговорка). Кому надо, те слушают, опять же, в домашних условиях при очень качественном звуке музыка слушается.
15. Отражает ли современная музыка нашу действительность и окружающий нас мир? А как Вы реагируете в творчестве на события современного мира? (этот вопрос уже был под номером 9)
16. Что определяет лицо современной татарской композиторской школы начала XXI века и на каком этапе она находится в сравнении с другими национальными школами (башкирской, марийской, чувашской и др.). Не в курсе
17.Какие свои произведения мыслите как значительные и эволюционные в творчестве?
Ораторию «Трагедия Земных Сыновей». Запись имеет Альфия Заппарова.
18. Ваши эстетические взгляды и собственная позиция в искусстве?
Если я слышу в себе музыку, значит так надо.
19. Что сейчас поддерживает Ваши творческие искания? Какова мотивация Вашего творчества? (заказ, театральная музыка и т.д.)
Литературные и художественные впечатления могут стимулировать рождение новых сочинений? Не проявляются ли в Вашем творчестве общие закономерности развития смежных видов искусств: живописи, поэзии, театра, архитектуры?
Во мне очень сильны слышания фонемы татарского языка. Это меня вдохновляет. Так же исламская каллиграфия, народная музыка народов мира.
20. Встречаются ли у Вас опусы автобиографические и с какими жизненными коллизиями они связаны? Наверное, симфоническая поэма «Дервиш»
21. Удалось ли Вам реализовать глобальные или центральные идеи в творчестве? Знакомо ли Вам ощущение творческой востребованности в музыке? Я очень востребована сама собой. Идей столько, что жизни не хватит. Моя центральная тема сейчас: Архетипы татарского народа, которые я хочу воплотить в звуках.
22. Относите ли Вы себя к тем, кто открывает новые горизонты в музыкальном искусстве? Да.
23. Ощущаете ли Вы периодичность в эволюции Вашего стиля? А что характерно для Вашего почерка и стиля? Да. В настоящие время я перекапываю громадный философский и художественный материал для поиска звуков для Архетипов. Почерк и стиль всегда в движении.
24. В одном из своих интервью Валентин Сильвестров определил сочинительство как процесс самопознания, позволяющий к тому же очертить границы собственного потенциала. Интересная мысль, не правда ли? А Ваше мнение?
Жаль, что я не сказала раньше его. С первой частью его мысли я согласна. Вторая часть мне не нравится Очерчивать границы собственно потенциала означает ставить на себе виртуальный крест, здесь я не согласна с ним. Для художника нет тупика. Остановка есть, пауза есть. Но не тупик. Потенциал можно растянуть в бесконечность, вот только жаль, жизнь художника не бесконечна.
25.Не приходилось ли Вам в последние годы испытывать эмоционально-звуковое потрясение и с чьим творчеством оно связано?
Эмоционально-звуковые потрясения я испытываю со своим творчесвом. Оно дает мне посыл для последующего творения.
26. А.Шенберг, А.Веберн 100 лет тому назад создали «новую мораль». Что Вы можете сказать об отношении современных композиторов к традиционным элементам «музыкальной речи»? Можно ли говорить о каких-либо правилах, о «новейшей морали» XXI века? Или здесь царит абсолютная свобода? Обожаю Шенберга и Веберна. 21 век толко начался, что нибудь о морали этого века скажем в конце века. Или скажут без нас о нас.
27. Каковы Ваши намерения в плане реализации креативных идей, неожиданных сюжетов, обновления стиля и авторского языка? Пока нет. Я еще не смогла по времени реализовать, то что в моем сундуке.
28. Считаете ли Вы, что композитор должен писать музыку с установкой на широкую аудиторию, или академическая серьезная музыка – это элитарное искусство, обращенное к избранным? Никто ничего не должен. Все пишут как им хочется.
29. В периоды соц-арта наблюдалась тотальная идеологизация искусства, диктат власти подавлял волю художника. После перестройки наступила долгожданная пора демократических преобразований, так и не завершившихся по сей день. Творческие деятели получили возможность выбора собственного пути в искусстве и свободу творческих взглядов. Что же для композитора комфортнее – первый или второй путь? Второй.
30. Как можно оценить творческий вклад композитора в дело возрождения национальных традиций (разных народов) и национальной культуры в целом? Неоценим.
31. В наше время вновь наблюдается небывалая популярность фольклора, интерес к обрядам, народным традициям, забытым национальным инструментам. Каковы Ваши взаимоотношения с фольклором? Старина и архаика интересны для современного автора? Это настоящая сокровищница для композитора. Ни одного великого композитора невозможно представить без подпитки у архаики
Какие из творческих методов освоения фольклора для Вас предпочтительнее? Не утратила ли свою актуальность проблема «Фольклор и композитор» в начале XXI века.
Погружение.
32. Ваше отношение к традиционным жанрам музыки? Нужна ли современной музыке жанровость? Какие жанры наиболее привлекательны для выражения Ваших мыслей? Что диктует жанровый выбор? Как относитесь к проблеме жанрового симбиоза?
Кому как хочется. Кто-то комфортно чувствует в тисках академических жанров, кому то нужна вольная воля звуковых пространств.
33. Привлекают ли Вас сценические жанры?
34. Как Вы относитесь к исполнителям Ваших сочинений ?
С.Губайдулина считает, что исполнитель - это самое основное, поскольку «композиторы делают только половину работы, которая без исполнителей – бумага, еще неживое несостоявшееся». Жаль, что не я сказала эту мысль.
35. Были ли у Вас кризисные состояния в процессе творчества и что стимулировало дальнейшее движение вперед? Какие темы и сюжеты достойны воплощения в наши дни? Что интересно современникам?
Современникам все интересно. Мы творим в такое время, что бы ни творили, все будет востребовано.
36. После тотального увлечения авангардом произошло противоположное явление: наметился поворот к демократизации языка, простоте, ясности и благозвучию… Нужна ли современной музыке гармония, гармоничность? Что есть для Вас красота в музыке и нужна ли она сегодня? А Вас коснулась эволюция стиля и кардинальные преобразования в творчестве? Я постоянна в своем стиле, только расширяюсь в измерениях. Всякие музыки важны, всякие музыки нужны.
37. Известно, что многие современные художники, композиторы, как и их предшественники глубоко религиозны. София Губайдуллина, принявшая христиансто в зрелом возрасте считает, что
«Жизнь разрывает человека на части. Восстанавливать целостность помогают религия (вера) и музыка». Каково Ваше отношение к религии? Как Вы относитесь к высказыванию, что «искусство, музыка – единственный путь к Богу»? (М.Юдина – С.Губайдулина)
Этот вопрос интимного характера. Желаю не выносить на всеобщее обсуждение.
38. Отдельные композиторы старшего поколения не приемлят (приемлют) использование компьютерных технологий в сочинении музыки, хотя компьютер – явное подспорье в работе автора. Используете ли Вы безграничные возможности компьютера в процессе создания новой музыки? Я пишу на нотной бумаге, потом перевожу на компьютер.
39. Звучала ли Ваша музыка за пределами Татарстана и России? Да.
40. В наши дни музыку пишут все, кому не лень: поэты, певцы, актеры, музыканты-инструменталисты, стилисты, режиссеры, всерьез считая себя композиторами, не имея при этом элементарного начального музыкального образования. Почему так девальвировался творческий труд? Как Вы можете объяснить эту ситуацию, и есть ли пути выхода из нее? Пусть все пишут, значит они хотят высказаться. Кому они мешают?
41. В современный период нестабильности кризисных явлений в экономике, политике и культуре не испытываете ли Вы потерю интереса к сочинительству, не посещает ли Вас разочарование в избранном пути? Наоборот, я вся стала состоять из звуков.
42. Насколько оправдано присутствие музыковедов в Союзе композиторов? Участвуют ли они в жизнедеятельности творческой организации? Ваши пожелания музыковедам. Очень необходимо, без их помощи нам было бы трудно высказаться о себе.
43. Как выживает композитор в современном обществе, если он – свободный художник, не обременённый педагогикой и не идет на поводу рыночного спроса, как например, мастера – аранжировщики?
Всякой рожденной душе Бог дает свою пищу.
44. Профессор Московской консерватории композитор Владимир Тарнопольский считает, что «все композиторские идеи должны проистекать прежде всего из самой ее природы и в этом отличительный признак музыки как особого вида искусства…
Некоторые факты современного «арта» — это отдельный вид деятельности, какая-то особая практика… Музыка же проникает во внутренний мир человека не через концепции …а прежде всего — через уши и подкорку сознания»…
Вы согласны с такой позицией В.Тарнопольского? Да.
45. Каково, на Ваш взгляд, будущее академической музыки? Пойдет ли она по пути обогащения фольклорными традициями? Или музыка будущего объединит в себе достижения, накопленные за тысячелетия своего развития от античности, средневековья, Ренессанса, барокко, классицизма, романтизма, импрессионизма до авангарда? А возможно начнется сближение серьезной музыки с поп-артом, свидетелями которого мы уже были в рамках музыкальной культуры III направления конца прошлого века. А как считаете Вы?
Мы вступаем в мир тотального эклектизма в хорошем смысле слова. Все будет хорошо, пока существует Музыка, которая помогает людям общаться на более высокой ступени, чем средствами языко-тело общения. Посредником между музыкой и человеком является музыкант. Мы — люди крайностей, ранимые, самовлюбленные, эгоистичные, больные, честолюбивые, нуждающиеся в поддержке, покровительстве, жестокие к себе и окружающим, совершенно беспомощные в миру, не могущие за себя постоять. Без музыки мы как рыбы без воды, как человек без воздуха. Мы — это страдание, но и бесконечное счастье. Для нас не должно быть никакого препятствия для самовыражения, мы должны верить, что без нашего творчества мир бы пропал. Мы дарим миру свою обнаженную суть, отдавая самого себя без остатка.