Masguda I. Shamsutdinova's site


 

Cулейман Бакыргани

Сулейман Бакыргани
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Сулейман Бакыргани
4-й халиф тариката ясавия
Предшественник Ахмед Ясави
Преемник Ямин-Ата
Личная информация
Прозвище Хаким-Ата (Мудрый отец)
Профессия, род деятельности мистик, муршид
Дата рождения 1091
Место рождения


ККАССР, Узбекская ССР

Дата смерти 1186
Место погребения


Баишевская астана

Страна


Государство Хорезмшахов

Вероисповедание ислам, суннизм, суфизм и ясавия
Дети Айша-Биби
Богословская деятельность
Направление деятельности суфизм
Учителя Ахмед Ясави
Ученики Занги-Ата
Оказал влияние Ясавия
Труды «Ахыр заман китаби», «Хазрат Мариам китаби»
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе
Wikidata-logo S.svg Информация в Викиданных ?
В Википедии есть статьи о других людях с именем Сулейман.


Сулейма́н Бакыргани́ (Сулейман-Ата, Хаким-Ходжа[1]) (1091—1186) — тюркский «святой» (авлия), легендарный суфийский шейх, распространитель ислама в Средней Азии. Наиболее выдающийся из учеников Ходжи Ахмеда Ясави, 4-й халиф (наместник) тариката Ясавия.


Считается автором сочинения «Ахыр заман китаби», исламской версии Апокалипсиса. Под именем Хаким-Ата выступает популярным персонажем тюркской мифологии.
Содержание


1 Биография
2 Проблема места захоронения
3 Произведения
4 Почитание
5 Примечания
6 Литература
6.1 Список произведений
6.2 Библиография
7 Ссылки

Биография


Достоверной биографии Бакыргани не существует. Основными источниками информации выступают анонимное рисале (поучение) «Хаким-Ата китаби», опубликованное в 1898 году К. Г. Залеманом под названием «Легенда про Хаким-Ата»[2][3], и жизнеописание шейха из сочинения 1503 года «Рашахат 'айн аль-хайат» (Капли из источника вечной жизни) Фахр ад-Дина Али бин Хусейна Ваиза Кашифи (1463—1531)[4].


Сулейман стал мюридом Ходжи Ахмеда Ясави в возрасте 15 лет[5]. После одного случая к юному Сулейману явился дух Хызр и повелел зваться Хаким Сулейманом (мудрым Сулейманом). С этого момента Сулейман обрёл дар сочинения хикматов, подобно своему учителю[6].


Однажды Ахмед Ясави испытал 99 тысяч своих учеников посредством притворного нарушения чистоты при молитве. Полностью прошёл испытание только Сулейман[7]. Обнаруженное В. Н. Басиловым шежере туркменов-атинцев называет Бакыргани «Полюсом Полюсов», что означает высшую категорию суфийских святых[8].


Нисба Сулеймана получена от названия основанного им поселения Бакырган в Каракалпакстане. Основание поселения было связано с выполнением поручения Ахмеда Ясави, который для распространения ислама рассылал своих учеников в разные стороны света. Верблюд повёл Сулеймана «в сторону запада от города Хорезма»[9] (Ургенча) и остановился в местности Бинава-Аркасы на заповедном лугу правителя Караханидского государства Ибрахима II Богра-хана. Хан обрадовался появлению ученика знаменитого Ахмеда Ясави, выдал за Сулеймана свою дочь Анбар-Ана (Ганбар, Амбар-Ана, Амбар-Биби, Анвар-Бегим), предоставил ему земли, одарил скотом и сам со многими приближёнными стал его мюридом[10].


Дж. Г. Беннетт утверждает, что Хаким-Ата проповедовал среди поволжских тюрок, и его школа создала отделение на побережье Каспия[11].
Мавзолей дочери Бакыргани.


У Сулеймана и Анбар-Ана было три сына: Мухаммед, Асгар и Хубби. Наиболее талантливым оказался Хубби-Ходжа (Султан-эпе), которому удалось даже на время переместить Каабу в Бакырган. Отец приревновал к способностям сына, Хубби обиделся и покинул отчий дом. В ответ Аллах наслал на Сулеймана проклятие, согласно которому после кончины могила Бакыргани 40 лет будет находиться под водой. Проклятие реализовалось, Бакырган на 40 лет затопило водой, а потом его местонахождение уже никто не помнил[12]. Учёные связывают легенду о затоплении могилы с изменением русла Амударьи вследствие разрушения монголами плотин в 1221 году[13].


После смерти Сулеймана его вдова вышла замуж за 5-го халифа тариката Ясавия Занги-Ату[14], мавзолей Анбар-Ана находится юго-западнее мавзолея Занги-Аты под Ташкентом. По преданию, у Сулеймана была также дочь Айша-Биби, её мавзолей находится недалеко от Тараза[15].
Проблема места захоронения


Проблема места захоронения шейха связана с проблемой местонахождения Бакыргана. И то, и другое неизвестно[2]. Источники утверждают, что Сеид-Ата, которому приписывается обращение в ислам золотоордынского хана Узбека[16], был хранителем мазара Хаким-Аты в Хорезме[17]. Академик В. В. Бартольд приобрёл в 1902 году в Туркестанском крае тюркскую рукопись 1543 года, содержавшую жизнеописание некоего шейха, которому в том числе


случалось посещать и местности к западу от Ургенча, как город Везир и степь Бакырган, которая находилась в трёх днях пути от города Хорезма (Ургенч) и где были могилы шейхов Хаким-Ата, Сейид-Ата и Хубби-Ходжа.[18]

При этом про Сеид-Ату известно, что он погребён в Арале близ Амударьи[17]. Ал-Кашифи в начале XVI века тоже определяет Бакыргани в Хорезм, во времена Абулгази (1603—1664) в низовьях Амударьи находится урочище Бакырган-Ата[9]. Венгерский учёный Арминий Вамбери в опубликованном в 1864 году «Путешествии по Средней Азии» упоминает Хаким-Ата недалеко от Кунграда в сторону Аральского моря[19]. Сейчас считается, что захоронение Сулеймана Бакыргани находится возле Муйнака в устье Амударьи[20]; в Муйнакском районе имеется сельский сход Хаким-Ата.
Одно из легендарных мест захоронения — деревня Баишевская (Вагайский район Тюменской области, Россия).


Другая версия с подачи П. А. Комарова указывает на мазар Ходжа-Бакырган близ Ходжента на реке Ходжабакирган (Козы-Багла), левом притоке Сырдарьи[21][9]. Киргизский профессор А. Мокеев считает, что топоним связан с именем Сулеймана Бакыргани, то есть шейх имел какое-то отношение к этому месту[22].


Знаменитый казанский тюрколог Н. Ф. Катанов указывал на некий Бака-Курган близ Ясы (современный казахский город Туркестан, где находилась школа Ясави)[2]. Этой версии подыгрывает легенда об обнаружении могилы шейха купцом Джелал ад-Дином Ходжой: во время нахождения в Ясе купцу во сне явился Бакыргани и сообщил, где искать захоронение[23].


Наконец, местом захоронения Хаким-Ата считается Баишевская астана в Вагайском районе Тюменской области. По соседству с астаной расположена могила некоего Чалялетдина-Хучи (что напоминает о среднеазиатском сюжете с Джелал ад-Дином Ходжой), там же находятся могилы жены святого Амбар-Ана и сына Хуппи-Хучи[24].
Произведения
Обложка «Ахыр заман китаби» издания 1897 года.


Сочинения Бакыргани впервые были изданы в 1846 году в Казани на чагатайском языке: «Ахыр заман китаби» (Книга о кончине мира) и «Бакырган Китабы» (Книга Бакыргана)[25]. Первая (другое её название «Такы гаджаб») излагает исламскую версию Апокалипсиса и прихода Даджаля, её в 1897 году перевёл на русский язык протоиерей Евфимий Малов[26][5].


«Бакырган китаби» представляет собой антологию, наряду с произведениями Хаким-Аты включавшую также творения Ахмеда Ясави, Насими, Факири, Кул Шарифа и других тюрко-татарских поэтов Средневековья. Она использовалась в татарских мектебе в качестве учебного пособия[27].


Ещё известна поэма Бакыргани «Хазрат Мариам китаби» (Сказание о святой Мариам), посвящённая последним дням Девы Марии[2]. Русский перевод поэмы опубликован С. М. Матвеевым в «Известиях Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете» в 1895 году[28][5].


В 2008 году в Алма-Ате в составе тома 7 издания «Литературные памятники (казах.)русск.» на казахском языке впервые был выпущен сравнительно полный сборник Бакыргани[26].
Почитание


В Поволжье фигура Бакыргани по степени популярности затмила своего учителя Ахмеда Ясави[2]. В 1899 году в типо-литографии Казанского университета была опубликована лирико-эпическая поэма «Сказание о Хубби-Ходже» (Кыссэ-и Хубби-ходжа), приписываемая поэту XVI века Кул Шарифу. Главными героями поэмы выступают Хаким-Ата и его семья[27]. Мотивы поэзии Бакыргани нашли отражение в творчестве башкирских поэтов-суфиев XIX века (Ш. Заки, А. Каргалы, М. Кутуш-Кыпсаки, Х. С. Салихова и др.)[29].


В сибирском исламе Хаким-Ата выступает центральной культовой фигурой, поклонение ему фиксируется ещё академиком Г. Ф. Миллером в 1734 году[30]. Посещение Баишевской астаны (по одним источникам семикратное, по другим даже однократное) равносильно совершению хаджа в Мекку[31].


По сообщению Н. Ф. Катанова (1894), в Восточном Туркестане популярность поэта приобрела особую форму: пренебрегавших посещением мечети мусульман секли арапником под назидательные стихи Хаким-Аты[32].