Masguda I. Shamsutdinova's site


 

О Нине Кошелевой

Музыка – это пространственное поле, искривленное силовыми потоками народов, прикасающихся к друг другу. Перешагнув за горизонт уютного детства мы вошли в Музыку, то суровую, то цветущую, то спокойную, то бегущую. В Музыке мы услышали колыбельную сверчка и стон гибнущей травы. В Музыке мы услышали взлетающих в небо коней и звук падающих хлопьев снега. В Музыке мы услышали первый вскрик младенца и последний вздох мудрости. Мы услышали зов предков нашего внутренного мира. Из собранного по стеблинкам пучка новых звуков мы соткали песню своего народа.

Взрослая жизнь человека это повторение детства в гиперболическом виде. Несчастные в детстве так и останутся несчастными до конца своей жизни. Счастье в детстве перерастает в гармоническое восприятие мира в будущем. Творчество – божественная суть. Оперирование звуками для оформления мысли происходит не по сиюминутному желанию композитора. Звуки и мысль оформляются не с нашего рождения, а с самого начала жизни в этом космосе, куда нас определили. Звук существует, чтобы соединять все, в чем мы существуем. Тело превращается в прах, душа переходит в неизвестную нам субстанцию, и только звук соединяет человечество единой звучащей нитью. Звуки наших душ не пришли в противоречие со звуковым пространством наших этносов. Мы с Ниной выросли в колыбели родного звукового пространства, слыша ласковые материнские шептанья убаюкивания, чувствуя огромную любовь через звуки обращенные к нам. Звуки природы были средой существования с самого рождения. Отдаленные от центра наши деревни оставались нетронутыми атеистическими лапами системы. Естественная жизнь омрачалась только падениями в крапиву, когда нам хотелось взлетать с ограды, атаками гусаков, защищающих свое потомство или предупреждениеми природы, оберегающей нас для чего-то важного. Этим что-то важным для нас с Ниной оказался Звук.
Мы вступаем в мир тотального эклектизма в хорошем смысле слова. Все будет хорошо, пока существует Музыка, которая помогает людям общаться на более высокой ступени, чем средствами языко-тело общения. Мы — люди крайностей, ранимые, самовлюбленные, эгоистичные, больные, честолюбивые, нуждающиеся в поддержке, покровительстве, жестокие к себе и окружающим, совершенно беспомощные в миру, не могущие за себя постоять. Без музыки мы как рыбы без воды, как человек без воздуха. Мы — это страдание, но и бесконечное счастье. Для нас не должно быть никакого препятствия для самовыражения, мы должны верить, что без нашего творчества мир бы пропал. Мы дарим миру свою обнаженную суть, отдавая самого себя без остатка.
Мы с Ниной учились у золотого ядра профессиональной композиторской культуры. Нина была бы не Ниной, в ком струится душа своего народа, если бы не училась у Трубина Бориса Николаевича. Интеллигенты Советского периода, каким являлся ее Учитель, которые на своих плечах пронесли нелегкие годы тотального пресса, и в то же самое время были вольны передать свои художественные помыслы в национальных звуках через своих учеников. Трубин Б.Н. был учителем Нины по жизни, старшим братом по духу, и коллегой по творчеству.
Музыка, как искусство, фиксирующее проживаемое композитором определенное время в определенной локальной культуре будет современной для определенного этноса, в нашем случае мордовского народа. Пока жива Мордва (Мокша, Эрьзя) музыка Нины будет востребована. Не всем везет с Надеждой Филаретовнами (имеется в виду фон Мекк), поэтому финансовая поддержка правительства очень важна для сохранения представителей национальной культуры.
В глобальном плане современная музыка отражает нашу действительность, так как глобализируется. Нина выстроила достаточно крепкий кокон вокруг себя, которая резонирует в субъекте ее народа.
К.Пендерецкий сказал: «Я понял, что жизнь значительно больше, чем музыка”. Нина не согласна с этим утверждением. Для нее Музыка всего значительнее.
У нее ненасытное желание бесконечной учебы, она учится у классиков, современных композиторов, у своего народа, у самой природы.. Она есть личность, несущая огромный духовный потенциал своего народа. Она завоевала право пригласить слушателя на свою музыку, чтобы слушатель не сожалел об этом, чтобы он чувствовал о приобретенном времени через ее музыку. Ведь музыка, как и вера, дает чувство бесконечности. Ее слушатели не входят в теоретические сентенции, они удовлетворяют свои эмоционально-эстетические потребности. В ее творчестве сильны слышания фонемы мордовского языка, истории ее народа. Это ее вдохновляет, это дает импульс для продолжения служения Звуку. Ее почерк и стиль всегда в движении.
В одном из своих интервью Валентин Сильвестров определил сочинительство как процесс самопознания, позволяющий к тому же очертить границы собственного потенциала. Очерчивать границы собственно потенциала означает ставить на себе виртуальный крест, здесь я не согласна с ним. Собственный потенциал для Нины звуковое пространство своего народа. Этот подарок этно-потенциал можно растянуть в бесконечность, вот только жаль, жизнь художника не бесконечна.


В наше время вновь наблюдается небывалая популярность фольклора, интерес к обрядам, народным традициям, забытым национальным инструментам. Старина и архаика - Это настоящая сокровищница для Нины. Ни одного нацинального композитора невозможно представить без подпитки у архаики
в погружении в эту архаику. Творческий вклад композитора Нины Кошелевой в дело возрождения национальной культуры Неоценим.
Многие современные художники, композиторы, как и их предшественники глубоко религиозны. София Губайдуллина, принявшая христиансто в зрелом возрасте считает, что
«Жизнь разрывает человека на части. Восстанавливать целостность помогают религия (вера) и музыка. Искусство, музыка – единственный путь к Богу».
В современный период нестабильности кризисных явлений в экономике, политике и культуре Нину не посещает разочарование в избранном пути. Наоборот, она вся стала состоять из звуков.
Профессор Московской консерватории композитор Владимир Тарнопольский сказал, что «все композиторские идеи должны проистекать прежде всего из самой ее природы и в этом отличительный признак музыки как особого вида искусства… Музыка проникает во внутренний мир человека не через концепции …а прежде всего — через уши и подкорку сознания». Мы с Ниной согласны с его высказыванием, уши и подкорки мы заняли у Вечности, которая дала нам разрешение озвучить Ее.


Масгуда Шамсутдинова 2021