|
|
Серебряная Ложка в Облаках
Отзыв-рекомендация на хореографические фрески “Серебряная Ложка в Облаках” (одноактный балет) композитора Масгуды Шамсутдиновой
Произведение было исполнено в Казани на концертной площадке Дворца Химиков в 1996 году. Я была приглашена на этот концерт руководством ансамбля “Булгары”(Набережные Челны), чтобы оценить постановку балета (балетмейстер Юрий Смышляев). Я как балетмейстер с большим опытом работы в различных театрах, как педагог встречаюсь с музыкой как средством выражения пластики. Музыка Масгуды Шамсутдиновой необычайно выразительна для пластического решения мысли балетмейстера. Она начала создавать музыку, которая сама диктует поиски балетмейстера в национальном направлении. Ее звуковая работа в традициях народа доисламского периода требует продолжения и может воспитать молодых постановщиков в их поисках национальной драматургии танца. Музыка М.Шамсутдиновой, несмотря на использование ею современных средств музыкотехнологии, очень национальна. Ее поиски в воссоздании тембров, ритмов национального менталитета татарского народа должна быть продолжена. А удачная работа “Серебряная ложка в облаках” может быть рекомендована постановщикам как лаборатория поисков в направлении выражения национальной пластики, и создания ими произведения, которое могло бы раскрыть глубинную суть музыки.
Нинель Юлтыева, 25 декабря, 1997 года.
Некоторые мысли, объясняющие идею произведения “Серебряная Ложка в Облаках”
Мифы, возникшие в глубокой древности и отражающие мировоззрение древнего человека, были необходимой ступенью в процессе познания окружающего мира. Земля, солнце, луна и звезды и созвездия, явления природной стихии одухотворялись посредством фантазии и олицетворения. Космологические воззрения предков татар-булгар, как и у всех народов мира, возникли тогда, когда возникло “почитание стихии со смутным представлением о личных божествах и великом духе”. По представлению булгар, мироздание состояло из трех частей: Земли, Неба и Подземного Мира. Последние наделены жизнью, подобной земной, населены реальными и мифическими существами. Рождение мира из яйца утки, плавающей в мировом океане, является одним из наиболее распространенных космологических сюжетов у различных народов мира, в том числе и у булгар. Булгарская космология – результат напряженного мыслительного процесса, стремление найти ответы на вопросы, волновавшие людей всех времен: Откуда, Отчего? Когда? Каким образом? Зачем? Космологические воззрения древних булгар воплощают в себе разные, но в тоже время тесно связанные между собой представления, поклонения и ритуал, как источник жизни, символ плодородия, место пребывания после смерти или до рождения человеческой души, ил воплощение души рода. В то же время они отражали многоустройство, модель мира, связывали Небо и Землю, были опорою всего. То, что было вызвано к бытию в акте творения, стало условием существования и воспринималось как благо. “Бытие ” к концу своего цикла приходило в упадок, убывало, “стиралось” и для продолжения прежнего существования нуждалось в восстановлении, обновлении, усилении. Средством, с помощью которого достигалось “возрождение”, был ритуал. Ритуал своей структурой воспроизводит порубежную ситуацию, когда из Хаоса возникает Космос. Он начинается с действии, которые противоположны тому, что считается в данном коллективе нормой, с отрицания существующего статуса и заканчивается восстановлением организованного целого путем дифференциации элементов Космоса и Хаоса с помощью системы общих противопоставлении.
Пустота… Мрак… Беззвучие… Свет! …Пространство …Время … Движение…………
Открывается занавес. На сцене темно. Мрак, неопределенность. Ветер, рождающийся в Хаосе. Пустота, Темно и Бесконечность. Появляется далекая точка света. Медленно, ниоткуда возникает удар, затем еще и еще. Поочередные удары превращаются в беспорядочный ритм. Свет то появляется, то исчезает. Беспорядочный ритм постепенно успокаивается, преобразуется в спокойный ритм “биения мысли”. Свет не исчезает. Идея зарождения приобретает надежду. Свет начинает подниматься к лицу “носителя идеи”, огибая пространство, падает на его руку. Он держит точку света. Фиолетовый свет дает импульс к движению. Треск, удары, скрежет, скрип, мучительные потуги стремления к зарождению. Первый вздох, первое неосознанное движение, первый взгляд на окружающий мир. “Он” знает движение в ритме. Первые звуки, задан единый ритм. “Они” рождаются- пробуждаются. Ритм нарастает, устремленное движение накапливает энергию. Все постепенно входит в Идею. Кульминация ритмодвижения переходит в развитие ритма. Постоянство ритмической спирали разрывается звуком из внешнего круга. Разро-взрыв рождает звук. Ритм разорванного круга затихает. Колеблясь в интонационных нюансах полукруги раскрываются. Заявляя о себе, Звук переводит ритм на второй план. Звук вселяется в материю. Движение получило осмысленность и Консонанс. Звучащее движение стремится к соединению со временем, которое начинает вибрировать по внешнему кругу. Разноритмическая организация рождает чувства живой материи. Чувства приобретают неограниченную власть перед организованной живой материей, доставляя ей весь диапазон чувств, от безумного восторга до уничтожающей депрессии. Прорыв безумия. Безысходность невозможности достижения Вечного приводит материю к катаклизму, который происходит вмешательством “извне”. Материя ослепляется облаком звуков, молнией катастрофы, которая в свою очередь приводит за собой грозу. Дождь смывает все, очищая пространство. Произошел конец одного витка, который есть начало следующего… И вечное повторение… Бессмысленного Смысла. Состав оркестра 4 Домры (альт, сопрано) Флейта 2 Баяна Контрабас или бас – гитара 11 разнонастроенных колокольчиков 11 разнонастроенных самодельных деревянных ударных Большой барабан Том-томы 4 сопрано Детский смех
Партитура рассчитана на 13 исполнителей, которые поют, играют на колокольчиках, и самодеятельных примитивных ударных. “Серебряная ложка в облаках” в музыкальной партитуре была закончена в 1994 году, 10 октября.
23 января, 2011 Масгуда
|