|
|
Бикчентаевы
Представители фамилии Бикчентаев могут гордиться своими предками, сведения о которых содержаться в различных документах, подтверждающих след, оставленный ими в истории России. Фамилия Бикчентаев происходит из центральных и южных областей России и входит в число старинных российских фамилий, появление которых относится к 18-19 вв. Имя Бикчантай, лежащее в основе фамилии Бикчентаев, - одна из форм древнетюрского мужского имени, которое в переводе означает «маленький князь» или «князь-крепыш» («князь» + «маленький и крепкий»). С началом процесса образования тюрских фамилий потомки человека, носившего имя Бикчантай, получили фамилию Бикчентаевы. В результате имя родоначальника этой фамилии стало своеобразной защитой и поддержкой для всех его потомков. В Поволжье и на Урале эта фамилия достаточно распространена. Дед по линии отца - Бикчентаев Махмуд (отчества не знаю) уроженец знаменитого татарского села Каргала (под Оренбургом) был купцом- ювелиром и носил кличку «Махмуд – кемещче» (Махмуд – серебренных дел мастер). Он продолжил дело рода Бикчентаевых, (которое началось в 17 веке) и занимался изготовлением и продажей ювелирных украшений. Имел артель по изготовлению украшений и сеть магазинов по всей округе для их реализации. Один из таких магазинов был в татарском селе Соль-Илецк (Тыз- Тубянь), которое знаменито лечебным, соленым озером (как Мертвое озеро в Израиле). И когда дед собирался по делам поехать из Каргалы в Соль-Илецк
его жена (моя бабушка) будучи беременной, уговорила взять ее с собой для лечения ног в соленом озере. По дороге ее растрясло и по приезду в Соль- Илецк она 9 ноября 1912 г. родила 7-ми месячного моего отца Бкчентаева Мидхата Махмудовича и только спустя 2 месяца они вернулись в Каргалу. У деда кроме отца были еще старший сын и дочь. В 1915 г. бабушка умерла, и дед нанял в дом экономку, которая помимо хозяйства обучала детей арабскому языку. После Октябрьского переворота 1917 г. начались репрессии против зажиточных людей, в том числе и моего деда. Была отобрана артель и все имущество. Деда должны были расстрелять, но в Оренбургском регионе началась эпидемия тифа. От горя дед не лечился и не соблюдал санитарных предписаний. Он и его старшие дети умерли от тифа. Отца чудом спасла старушка соседка, завернула его в одеяло и вынесла из зараженного дома. Далее отец попал в детский дом г. Оренбурга и учась в средней школе проявил способности к математике. Далее был педагогический техникум в Оренбурге, успешно окончив который был направлен в педагогический институт в г. Бухара. Будучи студентом, познакомился с моей мамой Бегишевой Гульсум Каримовной, уроженкой татарского села Азеево в Рязанской области. В 1940 г. рождается мой старший брат Эдуард. В 1941 г. отец, имея освобождение от призыва на фронт, уходит добровольцем. В декабре 1941 г. под г. Ленинградом получает ранение и возвращается домой. В 1942 г. рождается сестра Римма и отец вновь уходит на фронт и возвращается только в 1946 г. В 1947 г. рождаюсь я, а в 1953 г. рождается мой младший брат Ринат. Всем четверым детям родители дали высшее образование, а я и Эдуард кандидаты наук. Я часто спрашивал отца о наших предках, и он рассказывал, что предки были зажиточные купцы-ювелиры, а один по слухам был казнен Пугачевым. Имен он не знал и только по книге братьев Искандаровых я узнал, что во время Пугачевского бунта казнили нашего пра-пра-прадеда Мухамадкола Бикчентаева, богатого купца, добрейшего человека, построившего в Каргале 5-ю мечеть. Мухамадкол означает щедрая рука пророка, и когда его повели на казнь за него заступились его сыновья Искандер и Абубакер, которых повесили рядом с отцом. Слава аллаху, что не тронули внуков, от которых и продолжился наш род. Я часто задавался вопросом: почему казанские татары, в основном религиозные люди, ведущие оседлый образ жизни на плодородных, черноземных землях, среди полноводных рек, пастбищ и лесов, т.е. в идеальных природных условиях, бросив могилы предков стали переезжать в степные регионы с жестким климатом, дефицитом воды, постоянными ветрами, с температурой воздуха зимой - 40 – 50 оС, летом + 35 + 40оС. Думаю, что для этого должны были быть свои причины, причем весьма веские.
С большим вниманием прочитал книгу братьев Искандаровых «Сеитов посад», и много открыл для себя нового. Но с некоторыми мнениями авторов не совсем согласен. Так, в списке замечательных людей, посещавших Каргалу они в один ряд с Юрием Гагариным, Мусой Джалилем (великим сыном татарского народа), Мустай Каримом (народным поэтом Башкирии) и другими поставили Емельяна Пугачева (донского казака, разбойника и душегуба ), а также его правую руку Салавата Юлаева
карателя, исполнявшего по приказу своего хозяина многочисленные казни образованных и зажиточных людей, в том числе и татар. Следующие сомнения вызывают дискуссии о дате основания Каргалы. Не согласен с утверждениями, что Каргала основана в 1744 г., когда переехало более 170 семей казанских татар. Более правдоподобным является утверждение историка Раиля Шарифа Булгари, что Каргала основана в начале 13 века и в основном населялась яицкими (уральскими) казаками. А веским основанием и началом переселения казанских татар является 1552 г., когда имущие и в основном образованные татары, после покорения Иваном Грозным Казани, бежали от геноцида и насильственного крещения. Последующие переселения татар, в том числе и в 1744 г., связано с тем, что Каргала стала крупным культурным, духовным и религиозным центром, имеющим с десяток мечетей и несколько медресе. Кроме этого в регионе началась активная торговля со странами Востока и Индии, что стимулировало приток татарских купцов.
Рафик Бикчентаев
|