Masguda I. Shamsutdinova's site


 

Идел-Урал

Действующие лица: Урал-тау – джигит в башкирской национальной одежде, Идельбикэ – татарская девушка в национальной одежде; их копии в уменьшенном виде (мальчик – татарин, девочка-башкирка); Лунная девушка – Зухра;, три крутящиеся девы – богини – в сверкающей черно-цветной одежде – Нефть, Урал-тау – охра, Волга – голубой шифон.
Логотип праздника – Золотая утка с черной жемчужиной в клюве. Все номера отпечатаны в буклете, все фамилии и т. п., и не один номер не объявляется. Все проходит на едином дыхании – принцип мистерии – Родина, Волга, Урал, народы, Нефть, мистическая Луна с дочерью башкиро-татарского народа- Зухрой.
Звучит древность – клокотание недр и музыка. Открывается занавес. Задник – павлиний разноцветный хвост как брызги нефти на солнечном небе. Висит логотип – проматерь татар и башкир – Золотая утка с черной жемчужиной в клюве. На сцене как дервиши кружатся три богини – охра-Урал, голубой-Волга, черно-цветной шифон-Нефть. На их кружение накладывается грудной артистический завораживающий голос за кадром:
Неба своды,
Творец, поддержаны тобой,
Да не падут на сушь и воды
И не подавят нас с тобой.
Зажег ты солнце во вселенной,
Да светит небу и земле,
Как лен, елеем напоенный,
Светит в лампадном хрустале. (А.Пушкин)
Проходили миллиарды лет, наш дом – голубая планета Земля меняла свои очертания, сотрясая ее проскакали, проплывали, пролетали чудища. Их проглотил Великий Потоп. Была Вода, бесконечная Вода, много звезд на небе и много солнц. Летела наша Земля во Вселенной еще много миллиардов лет, пока праматерь-татар и башкир – Золотая утка не нырнула за кормом в бездонную пучину. Уронила она свою черную жемчужину, которую берегла пуще ока, вместо нее она вынырнула с щепотком земли. Вот так образовалась наша Великая земля, где несет свои полноводные сокровища Прекрасная Волга, и где хранит наследство для своих детей богатырь-Урал.
Росла Земля, множились люди, а черная жемчужина, которую уронила Золотая утка, разлилась в подземный океан сверкающего сокровища - нефть. Бесконечны ее берега, бесконечна ее глубина, и одаривает Она нас своей любовью, светом, красотой и богатством.

(на сцену выходят дети-капельки нефти – танец - кружение и сверкание нефтяного озера. Пропустить по принципу контрастности несколько номеров. Темнеет, на заднике облик Луны. На сцену выходят малютки - башкирочка и мальчик- татарин:
Ай югары, ай югары,
Айга менәсем килә,
Айга менеп түбән карап
Сезне күрәсем килә.
- Шулай дип жырлагандыр Ай кызы Зөхрә, на наш концерт приглашена и она, но так далека Луна, как ты думаешь спустится ли она?
- Если мы соткем лунную лестницу нашими песнями и танцами, если мы воспоем наше счастье, ты увидишь – для Зухры расстояние от Земли до Луны такое же как для нас от Казани до Уфы.
(музыкальные номера. На появление Зухры (ее музыка своя) кружатся символы Уралтау, Волги и Нефти. Сверкание сцены световыми приемами предваряет приход Зухры. По лунной дорожке спускается Зухра. Коромысла и ведра - фантастической красоты, ощущение, что из них льется музыка. Зухра садится на лунную лестницу, символы-богини окружают ее в скульптурных позах. К Зухре обращаются малютки )
Луноликая Зухра ты воспета в риваятах. Вечность и Красота слились в твоем совершенстве. Своему дитя мамы-татарки и мамы-башкирки показывают тебя в звездную ночь и рассказывают твою печальную историю с тех пор как образовались Уральские горы и разлилась во всю могучую стать Великая Волга.
Зухра:
Давным-давно, очень-очень давно на небе было два солнца. И вот эти–то два солнца беспрерывно и неустанно озаряли лик земли. Не в силах спать от постоянного света, сказал хан татаро-башкирского племени: “Кто сможет сбить выстрелом одно из двух солнц, получит в жены мою дочь, кроме дочери дам еще полханства”. Весть эту разослали повсюду, куда письмо дойдет и лошадь доскачет. Не осталось в стране никого, кто-бы ни был извещен о воле Хана. Стали собираться в стране самые меткие стрелки-мергены. Многие пытались стрелять в небеса, но не могли достать. Одним из последних мергенов приехал батыр по имени Урал, чтобы свою сноровку попробовать. Взял он свой роговой лук, наложил на тетиву из просмоленных жил алмазную стрелу, натянул на размах руки – все так и зазвенело и загудело. От звука того обрушились горы, замерли в своем течении реки, от силы той тетивы образовались подземные энергетические океаны расплавленного черного золота-нефть. А в это время алмазная стрела все плыла и плыла вверх и угодила в одно из солнц, пробила его насквозь, на две части развалив. Ай, яй, яй, ай!!! – только аукнулся весь народ ханства.
Одна половинка солнца осталась висеть на небе, другая – упала на землю и потом превратилась в большую гору, богатую всякими сокровищами. Ввиду того, что люди на земле при разломе второго солнца закричали “Ай!”, одну часть расколотого солнца стали называть “Ай”. Гору, которая образовалась из второй половины, в честь егета-мэргена стали называть “Уралтау”.
(Зухра берет из одного ведра башкирский курай и передает, или играет сама на курае. Звучит народный мотив башкирского народа, например, “Урал” – записи можно взять в татарском или башкирском радиокомитете. Если будет проектор, можно показать этнографические съемки, если нет - под звуки курая кружатся Символы в охре, голубом, в свете черного золота-нефти. Примыкают музыкальные номера).
Зухра продолжает:
Земля была так благодатна в этих краях, множились народы, не стало хватать воды, тогда Урал-батыр трижды взмахнул своим алмазным мечом и глубоко рассек землю.
“Вот в этом месте будет исток большой воды!” – провозгласил он. Подозвал свою синеглазую Идель - самую любимую из дочерей и сказал: “Иди, куда велит тебе сердце, пока не набредешь на большую воду”. Заплакал могучий Урал-батыр, расставаясь со своей любимой дочерью, из его глаз капали слезы, которые превращались в горный хрусталь, говорят, это-слезы печали и тоски Урал-батыра по своей прекрасной дочери Идель. Прошли месяцы годы, столетия, она все шла и шла, превратилась в широкую ленту - полноводную реку, исполненная дивной красотой одаривала людей чистейшей водой, и росли луга около ее берегов, кишели рыбы. Разостлалась зеленая трава, на земле поспевали алые ягоды, на деревьях зеленые листья, расцветали цветы, благоухая и радуя взор, прилетали и запевали прекрасные птицы, со звоном текли ручья, которые вливались в Идель, чаруясь ее красотой. Образовались круглые озера, окаймленные густыми камышами, поплыли невиданные до сих пор белые птицы – лебеди. Кому не захотелось бы жить в таком чудесном мире! И кому не хотелось бы петь песни и танцевать в таком благодатном крае, где сокровища Урала и Волги поддержаны нефтяным океаном – символом богатства и дружбы таких прекрасных народов как татары и башкиры, чуваши и русские, марийцы и чуваши, мордва и удмурты.
(музыкальные номера, посвященные искусству народов Поволжья и Урала).
Малютки: Луноликая Зухра, увидит ли Уралтау свою прекрасную дочь Идель когда-нибудь?
Зухра: Дочери и сыновья Идел-Урала, – нефтяники-благородные труженики, дарящие сияние и тепло черной жемчужины, которая называется нефтью, давно соединились в едином порыве любви своим самоотверженным трудом. Фонтаны нефтяного океана поют оду всем народам, живущим здесь, а ваши песни – разве это не символ встречи Урала и Идели.
(Богинги-символы ведут с разных сторон сцены башкирина-джигита, за ним ребенок в татарской одежде, татарку-девушку, за ней ребенок в башкирской одежде, кружатся Символы, Зухра соединяет руки Джигита и Девушки – они танцуют; музыка состоит из двух частей – башкирский медленный, татарская быстрая; потом смена – татарская – медленная и башкирская быстрая. После танца мы видим, что Зухра раскачивается на лунных качелях, последующие стихи поделены тембрально между ведущими):
Әй Идел-йорт, Идел-йорт,
Идел иле котлы йорт,
Әй Урал-тау, Урал-йорт,
Урал иле котлы йорт.
Пристанище, родная земля,
Предков священная земля,
Для четвероногих зверей
Приютом ставшая земля.
Ее долины – словно постель,
Тальник, черемуха, - словно хмель,
Ее борщевник – в целый обхват,
Лилии – как белоснежный сад.
Тысяча красок – ее цветы,
Благоуханием налиты,
Вширь раскинувшаяся земля.
Там, где косолапый медведь,
Бредет вразвалку – такая земля,
Много волков здесь, что чуя дичь,
Крадутся – вот такая земля,
Шишкоухих с куцым хвостом
Много здесь зайцев – такая земля,
Изгибающихся, в пестром наряде,
Много лисиц здесь – такая земля,
Там, где рыбы как лошади бьются,
Воды через берега льются,
Со множеством рек – такая земля,
Эй Идел-йорт, Идел – йорт,
Идел иле котлы йорт,
Эй Урал тау, Урал-йорт,
Урал иле – котлы йорт.
Ах родная, родная земля,
Где предки жили – такая земля.
Там, где
Лошади звонко ржут,
Где коровы дружно ревут,
Овцы блеют и там и тут
В стадах-табунах – такая земля.
Там, где овца приляжет одна,
Расплодится сотня ягнят.
Там, где кобылица одна
Приотстанет, - сто жеребят
Земля, где отец мой стал женихом,
Где невестою стала мать,
Благословенная земля,
Здесь я сладость жизни мог испытать.(татаро-башкирский эпос)
(Все кружатся в танце, звучит гимническая песня об Идел-Урале, о нефтяном океане, о дружбе. Зухра раскачивает логотип – Золотую Утку, поднимаясь по лунному лучу, богини-символы танцуют с малютками, Идель в объятиях Урала, остальные с шариками и плакатами: Слава доблестным сынам и дочерям Идел-Урала, Слава нефтяникам Татарстана и Башкортостана, Нефть – шелковый путь дружбы и т.д.)


Сценарий Масгуды Шамсутдиновой